Циолковский и Вернадский

Статьи » Учение В. И. Вернадского о ноосфере » Циолковский и Вернадский

Константин Эдуардович Циолковский и Владимир Иванович Вернадский, два великих русских ученых и мыслителей, два жизненных пути, мало схожих по внешним обстоятельствам, но очень близкие по идейному направлению творчества. Генеральная идея их деятельности – твердая убежденность в космической роли Земли и человечества.

Циолковский рассматривал эволюцию, развитие Вселенной, как постепенное усложнение и совершенствование органического мира. Появление разумных существ и на Земли на других планетах Циолковский считал не случайностью, а закономерностью, неизбежным результатом эволюции материи.

Разум не может ограничиться рамками той планеты, где он появился. Рано или поздно человечество преобразует Землю для своих практических нужд и обязательно выйдет за ее пределы. Начнется заселение сначала ближайших окрестностей Земли, а затем и всей Солнечной системы.

Освоив Солнечную систему, человечество не остановится на этом. Оно устремится дальше, к звездам, и рано или поздно, но неизбежно произойдет контакт с другими разумными обитателями космоса.

Циолковский считал, что в мире нет ничего мертвого, а наоборот, все живо – и атомы, и камни, и звезды. Разница лишь в чувствительности, в сознательности разных предметов. В камне эта чувствительность неощутимо мала, в человеке Разум достигает высшего на Земле совершенства – самосознания.

Неудивительна глубокая убежденность Циолковского в том, что Вселенная «кишит жизнью».

Владимир Иванович Вернадский подошел к тому же мировоззрению, что и Циолковский, но с иных исходных позиций. В 1885 году, 22-летним юношей, Вернадский окончил физико –математический факультет Петербургского университета. Оставленный при университете для подготовки к профессорскому званию, Вернадский уже пять лет спустя становится профессором минералогии и кристаллографии Московского университета. В 1908 году русская Академия наук избирает его своим действительным членом, то есть академиком, и Вернадский приобретает своими научными исследованиями всемирную известность.

За год до смерти, в 1944 году, Вернадский публикует свою последнюю работу «Несколько слов о ноосфере», которая подводит итог главной линии творчества Вернадского – доказательству огромной, космической мощи научной мысли, Разума.

В трудах Вернадского нет почти ни слова о космонавтике, о технических средствах освоения космоса. Как и Циолковский, Вернадский был ученым энциклопедического склада. Творческая мысль этих ученых охватывала самые различные, подчас далекие друг от друга области познания.

Циолковский увековечил себя прежде всего как основоположник космонавтики. Главное, что обессмертило имя Вернадского, - его стройное, очень глубокое учение о живом веществе, о биосфере и о той сфере Разума, или ноосфере, в которую постепенно переходит современная биосфера Земли.

Циолковский нарисовал человечеству картину грядущей жизни и работы в космосе. Вернадский доказал, что выход в человечества в космос подготовлен всей предшествующей историей Земли и ее органического мира. Он ничего не говорил о ноосферах других планет – главной теме филосовских работ Циолковского. Но для осмысления того, что происходит в космонавтике сегодня, и того, что ей предстоит в будущем, одинаково ценны труды и идеи как Циолковского, так и Вернадского.


Прочие статьи:

Вывод
Плохо сказывается на развитии и функционировании дыхательной системы большая запыленность и загазованность воздуха. Они приводят к повреждению эпителия дыхательных путей и легких, его высыханию или чрезмерному ослизнению, повреждению или ...

Причины вымирания гигантских млекопитающих в палеогене 42 миллиона лет назад.
«Палеогеновая система входит в состав кайнозойской эры. Отложения кайнозойской группы представлены преимущественно осадочными горными породами, среди которых встречаются многочисленные хорошо сохранившееся остатки фауны и местами флоры. ...

Естественнонаучная и гуманитарная культуры
1. Наука общезначима, то есть полученные знания пригодны для всех людей на Земле. 2. Язык науки – формулы и символы, которые понятны всем вне зависимости от национальности и языка. 3. В любом научном исследовании присутствуют элемент не ...

Разделы