Таким образом, Вернадский сводит проблему зарождения жизни к проблеме возникновения биосферы, т. е. к определению тех условий, при которых возможно осуществление биогеохимических функций биосферы.
Он считает, что такие условия могли возникнуть после выделения Луны из Земли и образования Тихого океана. В. И. Вернадский пишет: "< . > Первое появление жизни при создании биосферы должно было произойти не в виде одного какого-нибудь вида организма, а в виде их совокупности, отвечающей геохимическим функциям жизни.
Должны были сразу появиться биоценозы. " При этом он допускает в качестве механизма возникновения жизни как абиогенез (зарождение вне живого), так и проникновение живого вещества извне, из космоса. Абиогенез, как считает Вернадский, несмотря на то, что мы не наблюдаем сейчас его проявлений, мог существовать в определённых условиях до появления биосферы.
Интересно, что в работе "Начало и вечность жизни", вышедшей в 1922г. В. И. Вернадский анализирует различные механизмы возникновения жизни и приходит к выводу, что жизнь могла быть вечной, не иметь начала: "Указание на логическую необходимость признания начала для эволюционного процесса имеет скорее философский, чем научный интерес. В конце концов, мы так же мало можем говорить о начале, как и о конце эволюционного процесса. "
Причём одной из причин всеобщего признания в науке необходимости начала жизни Вернадский считал проникновение в науку философских построений, в частности, материализма, который, как он считал, "является историческим пережитком в современной философии".
По мнению В. И. Вернадского, земная кора - это область былых биосфер. Биосфера существовала на протяжении геологической истории от криптозоя до наших дней и была широко проникнута живым веществом.
Б. С. Соколов пишет: "Только введя понятия о "былых биосферах", "геологической вечности биосферы" и одновременно о "пределах биосферы" как пространственно-временном поле существования самой жизни, Вернадский создал новое учение о биосфере - величайший из синтезов современной науки, открыл новые пути её всё более глубокого познания.
Одновременно это учение - и современная философия естествознания, и руководство к действию, т. е. к поведению человека в геобиосферной системе, достигшей за многие миллионы лет определенного равновесия, устойчивости и надёжности. "
Биосфера Вернадского неразрывно связана с его концепцией пространства-времени, т. е. она трехмерна и геоисторична. Сведение её к современной жизнедеятельной плёнке планеты не просто обедняет понятие биосферы, а лишает её самой основы - бесконечной длительности эволюции, сложности неравномерного исторического развития, его непрерывности, направленности и необратимости.
Нынешний срез биосферы, какой бы сложной и экологически дробной она нам ни представлялась, в своём вхождении в ландшафты Земли, в литосферу, в гидросферу (вплоть до человека в космосе) - только вершина древа - гигантского пути, идущего из геологического прошлого, без знания которого вся ослепительная красота современной мозаики жизни безродна и слепа.
Таким образом, представление о биосфере как обособленной закрытой самоуправляющейся системе - специфической современной живой плёнке Земли - должно быть отвергнуто. Биосфера - это открытая система, существующая, вероятно, столь же долго, как и сама Земля.
В работе "Химическое строение биосферы Земли и её окружения" В. И. Вернадский пишет: "Мы не знаем никакого промежутка времени на нашей планете, когда на ней не было бы живого вещества, не было бы биосферы. "
Биосфера непрерывно функционирует только в силу своей неразрывной связи с другими геосферами нашей планеты.
Вернадский неоднократно подчёркивает, что ни один живой организм (и в том числе человек) в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмы неразрывно и непрерывно связаны – прежде всего питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. "В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и всё человечество, от которого он не может быть отделён, неразрывно связаны с биосферой – с определённой частью планеты, на которой они живут. "
Без сомнения, вклад Вернадского в науку нельзя недооценивать. Он огромен по сравнению с исследованиями и теориями современников великого ученого. Концепция Вернадского В. И. не является узконаправленной теорией, а сочетает в себе несколько различных наук, переработанных ученым.
Особенность Вернадского В. И. также заключается в том, что он не просто разработал и изложил для общества свою теорию, но и в том, что он являлся очень мудрым и дальновидным человеком.
Уже в начале XX в. В. И. Вернадский начал говорить о том, что воздействие человека на окружающую Природу растет столь быстро, что не за горами время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И как следствие он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы.
Прочие статьи:
Философские проблемы эволюционной теории.
Основной
философской проблемой эволюционной теории
является проблема антропосоциогенеза.
Существует большое количество подходов к пониманию этой проблемы. Всех исследователей – философов этой проблемы можно условно разделить на три группы ...
Долговременное приспособление
Обратимся сначала к животным с разным характером движения и к разным мышцам одних и тех же животных, несущим неодинаковую нагрузку, т. е. к видовому, наследственно закрепленному приспособлению к повышенной мышечной деятельности. В мышцах ...
Ковалевский Александр Онуфриевич
Ковалевский Александр Онуфриевич (1840–1901) - знаменитый отечественный учёный, родился 19 ноября 1840 года в имении Ворково Динабургского уезда Витебской губернии. Александр Онуфриевич поступил в Корпус инженеров путей сообщения, однако ...