Самоорганизация человеческого общества
Страница 1

Статьи » Самоорганизация живой и неживой природы » Самоорганизация человеческого общества

Мир живого — самоорганизующийся. Подобно тому как биосфера — самоорганизующая целостность, таковы и все ее уровни. Для животного мира формой организации является стадо. Социальное поведение животных — это эволюционный механизм, определяемый преимуществами общественной жизни. Постепенно потребность в обеспечении безопасности у животных становилась высшей потребностью, сформировала соответствующие инстинкты. Сначала была анонимная стая, потом появилась безличная, затем личная семья. Этология (от греч. этос — поведение, характер, нрав) — наука о поведении животных — показывает, что в животном мире есть общественная жизнь с эмоциями и чувствами. К.Фриш экспериментировал с пчелами, а К.Лоренц и Н.Тинберген изучали более сложное поведение многих видов птиц, рыб, млекопитающих и насекомых.

Человек — биосоциальное существо. Он прошел путь эволюции, сформировалось общество, и человек — его социальный продукт. Разрушение в человеке его социальной сущности — возврат к животному миру. Эти проблемы обсуждались еще в античности: киники видели природу человека в его естественном образе жизни, Эпикур — в его чувствах (одинаковых у человека и животных), стоики — в разуме. Сейчас этим занимается наука — социобиология. Поэтому человек обречен на развитие, на самоусовершенствование через индивидуальность и через общество. Индивидуальность оттачивает миропонимание, общество ставит рамки, в которых индивидуальное миропонимание играет положительную роль в обществе. Появление противоречий между индивидуальным и общественным отражает инерцию в развитии; она спасает от крайних флуктуаций в развитии индивидуальности и действий индивида в отношении общества. Но слишком большая инерционность общества может и «задавить» личность, если индивидуальность не будет ее учитывать, т. е. система «личность — общество» развивается в самосогласованном режиме: личность созревает в обществе, а общество создается под влиянием личности. Примеров нарушения этого баланса в человеческой истории предостаточно. Многократно общество расправлялось с индивидуальностью, чем наносило ущерб своему развитию. Часто и гениальная личность ввергала общество в различные авантюры.

Общество тоже прошло определенную эволюцию. Существует культурно-историческая концепция, идущая из Древней Греции. Геродот противопоставлял Европу — мир эллинских полисов и Азию — персидскую монархию. Деление на пролетариат и буржуазию в некотором роде соответствует этой концепции. Согласно другой концепции, история общества — единый процесс развития всей планеты. Сначала общество опиралось на четыре империи — Ассирийскую, Персидскую, Македонскую и Римскую. А. Дж. Тойнби в качестве единицы всемирной истории выбрал национальное государство, пытаясь совместить эти оба подхода. Потом заменил новой единицей — локальной цивилизацией. Он выделил среди «неевропейских» 21 цивилизацию в 16 регионах планеты. Среди цивилизаций — «примитивные» и «цивилизованные». Развитие общества идет через мимесис (подражание). В примитивных цивилизациях — это подражание предкам, т. е. общества статичны. Цивилизованные общества динамичны: подражают личностям, которые «бросают вызов» трудностям и преодолевают их через усилия. Этими вызовами могут быть природные катаклизмы, нападение чужеземцев или распад предыдущих цивилизаций. Объединительные тенденции развития обществ Тойнби связал с мировыми религиями, среди которых — зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам. При этом он постепенно пришел к идее «экуменического» видения истории, считая, что главное последнее единение может быть достигнуто на базе объединенной религии.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Почва как среда обитания
Земля - единственная из планет имеет почву (эдасфера, педосфера)– особенную, верхнюю оболочку суши. Эта оболочка сформировалась в исторически обозримое время – она ровесница сухопутной жизни на планете. Впервые на вопрос о происхождении п ...

Секрет сообразительности
Иван Петрович Павлов как-то сказал, что причина сообразительности обезьяны в ее четырех руках. От рук, взявших предметы, через нервные каналы поступают в мозг импульсы, которые расширяют область умственной деятельности живого существа. У ...

Выводы
1. Физиологически активные вещества по сравнению с водой, стимулируют более быстрое корнеобразование, а так же способствуют лучшему укоренению черенков. 2. Из исследованных нами физиологически активных веществ самым эффективным является ...

Разделы