В заключении можно сделать следующие выводы:
Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов — первичное эмпирическое обобщение — обнаружение отклоняющихся от правила фактов — изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.
Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.
Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Это, конечно, не означает, что теория вообще не связана с опытом. Изначальный толчок к созданию любой теоретической конструкции дает как раз практический опыт. И проверяется истинность теоретических выводов опять-таки их практическими приложениями. Однако сам процесс построения теории, и ее дальнейшее развитие осуществляется от практики относительно независимо.
Общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории[11].
Можно подвести своеобразный итог сказанному: наш «познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою надежность. Ученые вроде бы нашли выход: для описания недоступной опыту реальности они перешли на язык абстрактных обозначений и математики.
[1] Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
[2] Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
[3] Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
[4] Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
[5] Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
[6] Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
[7] Концепции современного естествознания. / Под ред.проф.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004г.
[8] Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
[9] Концепции современного естествознания. / Под ред.проф.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004г.
[10] Концепции современного естествознания. / Под ред.проф.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004г.
[11] Современная философия науки. — М.: Логос, 1996г.
Прочие статьи:
Антропологические методы оценки волос (цвет, форма,
цветность) и третичность волосяного покрова
Волосы имеются почти на всей поверхности кожи. Выделяют три вида волос: длинные (волосы головы, бороды, усов и др.), щетинистые (брови, ресницы и др.) и пушковые, располагающиеся на большинстве участков кожного покрова.
Рис. 2. Кутикул ...
Крашенинников Степан Петрович
Крашенинников Степан Петрович (18.10.1713-12.02.1755) - первый русский академик-географ, участник Второй Камчатской экспедиции, исследователь полуострова Камчатка.
Родился в Москве в семье солдата. В 1724–1732 годах учился в Славяно-грек ...
Научная несостоятельность расистских теорий
Следует обратить внимание на полное несоответствие этой «теории» картине распространения индоевропейских народов. Исчисляющееся многими десятками миллионов темноволосое и темноглазое население Южной Европы, исключая небольшой народ – баск ...