Опосредованное обучение в семейных группах.
Страница 2

Статьи » Поведение животных при внутривидовых взаимоотношениях » Опосредованное обучение в семейных группах.

В классах амфибий и рептилий почти отсутствует активная забота о потомстве и соответственно нет семейных групп, не отмечена сигнальная преемственность. Можно лишь предполагать ее элементы у некоторых крокодилов.

У выводковых птиц птенцы с первого же дня жизни всюду следуют за матерью, подражая ей, копируя её движения и под­чиняясь ее сигналам. Таким образом, они быстро науча­ются объектам и способам питания, а также распознаванию сво­их врагов и способам защиты (затаивания) при тревожных сигналах самки.

У птенцовых птиц из трех стадий ювенильной жизни, видимо можно составить два периода сигнальной преемственности. Первый — начальный период — от вылупления из яйца до покидания гнезда. Это период запечатлевания родителей и обстановки. Второй — ак­тивный период, когда птенцы оперены, выходят из гнезда, обуча­ются летать, и следуют за родителями, подчиняясь их сигналам. Именно в этот активный период, у птенцов образуется огромное количество ус­ловных рефлексов и формируются основные черты поведения взрослой птицы. При этом родители, конечно, бессознательно действуют часто по определенным программам.

По наблюдениям этологов, выводок поганок, покинув гнездо, чередует плавание и ныряние в воде с обогревом на спине родителей; это делается по программе, определяемой родителями. Птица сбрасывает с себя птенцов в воду и регули­рует время их плавания, не давая им вернуться к себе на спи­ну. По мере роста птенцов время их пребывания в воде птица увеличивает.

Самец большой синицы (Parus major) обучал своих летных птенцов маневрировать следующим образом:

он брал в кормушке кусок пищи и, подлетев к сидящим на ветке птенцам, садился около, а затем летел, ма­неврируя между ветвями; за ним летела вся стайка птенцов. Са­мец садился и давал кусок первому подлетевшему птенцу. Это повторялось многократно. Самка большого пестрого дятла, взяв из той же кормушки кусок хлеба, летела в сопровождении птенца к своей «кузнице», вставляла туда кусок и отлетала в сторону, как бы приучая птенца пользоваться «кузницей». Таких примеров можно привести большое количество. В случае опасности на птенцов действуют сигналы опасности родителей. Птенцы му­холовки-пеструшки не боялись ос и пчел в клетке и пытались их клевать. Если же жалящих насекомых впускали в клетку, где, кроме молодых, была и взрослая птица — кормилица, то все пти­цы, явно испуганные, сбивались в один угол, подальше от опас­ного насекомого. Очевидно, птенцы получали информа­цию об опасности от взрослой птицы.

Многие черты в поведении птиц, которые входят в «видовой стереотип их поведения» и считались ранее генетически закрепленными, после соответствующих исследова­ний оказываются приобретенными или формирующимися в он­тогенезе на базе опосредованного обучения и прежде всего «сиг­нальной преемственности». Это было установлено у ряда видов птиц для особенностей песни и некоторых акустических сигналов, имеющих в природе определенный видовой стереотип.

Именно опосредованным обучением можно объяснить относи­тельно быстрое образование новых навыков у популяции в целом или у части популяции данного вида с резкими изменениями ви­довых стереотипов поведения. Можно привести несколько при­меров.

Интересные изменения произошли за последние десятилетия в питании больших пестрых дятлов. Эти пти­цы, питавшиеся в основном древесными вредителями, частично перешли на выкармливание птенцов в теплые годы главным об­разом тлями, соскабливая их клювом с листьев и побегов. В холодные дождливые годы, когда пре­кращается размножение тлей, многие дятлы начинают хищни­чать, разоряя гнезда мелких птиц, преимущественно (но не толь­ко) дуплогнездников и, убивая их птенцов, питаются ими сами и кормят своих птенцов. Можно думать, что это явление так или иначе связано с уменьшением в культурных лесах старых де­ревьев, зараженных вредителями. Во всяком случае такое хищничество больших пестрых дятлов уже давно было известно в Западной Европе. На Украине оно было отмечено в начале 60-х годов и развивается все больше. Хищничество дятлов имеет место только в отношении птенцов семейства воробьиных. На взрослых птиц оно не распространяется. Во всяком случае, пришлось на­блюдать, как самец-дятел перетаскал неоперенных птенцов из гнезда дрозда-белобровика, а самку дрозда, которая, защищая гнездо, налетала на дятла, он убил ударом клюва в голову, но есть ее не стал. По-види­мому, имеет место «научение» дятлов от одного к другому и этой «науке» обучаются все более восточные дятлы». По наблюдениям, не все индивидуумы больших пестрых дятлов проявляют хищные наклонности. Было отмечено особенно большое хищничество дятла, но после отлова хищничающего самца разорение гнезд почти прекратилось, хотя в этом же районе держались и кормились еще две пары этих птиц. Не проявляла этих наклонностей и оставшая­ся самка отловленного дятла. Весьма интересно, что хищное пове­дение дятлов отразилось на поведении других птиц: мухоловки серые и пестрые и дрозды - белобровики и рябинники начали на­падать вблизи своих гнезд на больших пестрых дятлов и старать­ся прогнать их.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Семейные группы.
Образование семейных групп рассматривается как следствие опи­санного выше репродуктивного поведения у большинства птиц и млекопитающих, а также у некоторых видов рыб и членисто­ногих. Эти группы состоят из родителей (или одного из них) и ...

Азональное расообразование
Мы рассмотрели роль зональных закономерностей в расообразовании и показали, что их действие распространяется преимущественно на отдельные признаки. Однако в мировом расогенетическом процессе большее значение имеет азональное расообразован ...

Экологическая обстановка в городе Новосибирске
Основными источниками загрязнений атмосферы города является автомобильный транспорт (до 66 %), ТЭЦ (до 25 %), коммунальные котельные (до 4 %), предприятия (до 4,5 %) и выбросы частного сектора (печные трубы). Ежегодно в воздушный бассейн ...

Разделы