Мышление с точки зрения психологии

Статьи » Мышление и его компоненты » Мышление с точки зрения психологии

Свое особое мнение по поводу мышления есть и у психологов. Психологи, как правило, применяют термин "мышление" в довольно узком смысле, однако это только вопрос терминологии, а не каких-то глубинных различий. С их точки зрения мышление есть один из психических процессов или одно из свойств личности наряду с речью, памятью, эмоциями и т. п. Конечно, прослеживание взаимосвязи и взаимозависимости психических процессов и свойств личности не отвергается, а только поощряется. Об этом говорят, например, даже названия трудов выдающихся отечественных психологов: "Мышление и речь" Л. С. Выготского или "Язык и сознание" А. Р. Лурии. Но не более того. Определение мышления у психологов существует, в качестве примера приведу следующее: "Мышление есть опосредованное и обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях". Есть несколько функций мышления (или операционных компонентов), которые общепризнанны. Мы их перечислим, на подсознательном уровне поймем, о чем идет речь, и двинемся дальше. Итак, под операционными компонентами мышления обычно понимается некая система мыслительных операций, включающая в себя анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификацию и систематизацию. Раскрывать каждый компонент не буду, так как об этом подробно написано в любом учебнике по психологии. В принципе и так ясно, чем мышление с точки зрения психологов отличается, например, от памяти и речи.

Мышление подразделяется на два вида и четыре подвида:

Теоретическое

 

Практическое

Понятийное

Образное

Наглядно-образное

Наглядно-действенное

Разделение мышления на два вида - теоретическое и практическое - на первый взгляд перекликается с нашим разделением на поток сознания и здравый смысл. И действительно, здесь есть много общего, однако есть и существенная разница. По словам видного отечественного психолога Б.М. Теплова, "работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач . тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей". Таким образом, с точки зрения Теплова мышление как теоретическое, так и практическое носит алгоритмический характер, то есть является процессом нахождения алгоритма решения задач. О задачах, не имеющих алгоритмического решения, и о самосознании как важных составных частях потока сознания психологи в приложении к мышлению речи не ведут. Однако это не означает, что подобные вопросы психологией не изучаются.

Следует отметить, что в психологии разработан ряд концепций человеческого интеллекта. Одна из самых известных - американского психолога Дж. Гилфорда.

С точки зрения Дж. Гилфорда интеллект представляет собой многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям - содержание, характер и продукт. Конкретно:

Первое измерение:

Содержание интеллекта

Второе измерение:

Характер интеллекта

Третье измерение:

Продукт интеллекта

Объективное

Символическое

Семантическое

Поведенческое

Оценивание

Синтез

Анализ

Запоминание

Познание

Рассуждение

Трансформация

Система

Отношение

Класс

Единица

Познание, например, является одним из пяти видов переработки человеком информации об окружающем мире. Помимо него есть еще оценивание, синтез, анализ и запоминание. Лично я из этой концепции (!) интеллекта никаких значимых выводов о сути явления сделать не могу, просто их не вижу. И завершая с психологией. Наиболее известные теории мышления в психологии можно разделить на две большие группы. Теории, относящиеся к первой группе, базируются на том, что у человека имеются природные, не изменяемые под воздействием жизненного опыта интеллектуальные способности; авторы теорий второй группы, наоборот, считают, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно. Запомним сам факт существования этих двух групп теорий мышления. Он нам потом пригодится.


Прочие статьи:

Основные аминокислоты
Лизин пока мало исследован в аспекте его значения для нервной системы. Пути деградации лизина в мозге точно не установлены, но они отличаются от локализованных в печени. Лизин в мозге может катаболировать через образование пипеколовой кис ...

Устойчивость к неблагоприятным факторам среды
Кроме описанных выше биологических факторов, препятствующих росту и развитию растений, существует еще целый ряд абиотических стрессорных воздействий, регулярно оказываемых природой на сельскохозяйственные культуры – это засухи, холод, жар ...

Перенос генов, опосредованный хромосомами JCMGTJ. Введение
Метод CMGT может быть использован для переноса фрагментов хромосом из ядер клеток одного типа в ядра клеток другого типа. Теоретически клетки любого типа могут быть использованы как в качестве доноров, так и в качестве реципиентов хромосо ...

Разделы