Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научный метод. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Статьи » Концепции современного естествознания » Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научный метод. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Культура

– в широком смысле есть совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. Соответственно различают культуру материальную и духовную.

Одним из важнейших компонентов духовной культуры является наука.

В начале 20 век сложилось устойчивое представление о «2-ух культурах науки» - естественнонаучной (системе знаний о природе) и гуманитарной (система знаний о ценностях бытия человека и общества).

Впервые эту идею выдвинули представители неокатетианства (Виндельбанд, Риккерт) и философ жизни – Дильтей. Такое различие обусловлено спецификой объектов изучения этих наук.

КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЯ:

- объект исследования (естественная наука – природа; гуманитарная наука – человек, общество);

- метод исследования (естественная наука – «генерализирующий метод», т.к. ориентировано на общее, универсальное, а индивидуальное не имеет для них значения; гуманитарная наука – «индивидуализирующий метод», т.к. для них характерен интерес к индивидуальному, конкретному, уникальному);

- ведущая функция. Главная функция естественной науки – объяснение, т.к. все явления природы обусловлены и закономерны. Гуманитарная наука имеет дело с историческими событиями, человеческими чувствами, ценностями и т.д., которые подлежат пониманию.

- гуманитарные науки идеологизированы, т.е. могут отражать интересы каких-либо социальных групп, классов, наций.

- естественные науки, имеющие своим объектом природу, идеологически нейтральны.

- количественные и качественные характеристики. Естественные науки делают упор на объективную количественную характеристику объектов. В гуманитарных науках преобладают качественные характеристики.

Но эти различия не отменяют взаимосвязи этих наук, комплексные исследования на основе взаимодействия естественных и гуманитарных наук активно проводятся сегодня при исследовании биосферы, глобальных проблем и т.д.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

Наука

– система знаний и деятельность людей, направленная на достижение объективных истинных знаний о действительности.

1. Научное познание предлагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление;

2. Наука ориентирована на получение такого нового знания, истинность которого не просто утверждается, но и доказывается;

3. Научное познание нацелено на объективность открываемых истин (независимость от сознания человечества), т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит не от человека, не от человечества.

4. Осознание методов, посредством которых исследуется объект, контроль над самой процедурой получения нового знания.

5. Научное познание характеризуется систематизированностью, а также логической выводимостью одних знаний из других.

6. Выработка специального языка науки: четко фиксирующего смысл и значение понятий.


Прочие статьи:

Значение наследия В.И. Вернадского
Следует отметить большую эвристическую значимость наследия Вернадского. В создании своего учения о ноосфере ученый исходил не только из точно установленных наукой законов и фактов. Он не смог бы поднять эту идею до высоты научной концепци ...

Флюороз
Флюороз – заболевание, связанное с интоксикацией фтором, возникающее в результате повышенного содержания фтора в питьевой воде. Одним из наиболее ранних признаков флюороза является поражение зубов. По мнению некоторых авторов, флюороз зуб ...

Формирование памяти и осуществление обучения
Эта функция связана с основным кругом Пейпеца. При однократном обучении большую роль играем миндалина благодаря ее свойству индуцировать сильные отрицательные эмоции, способствуя быстрому и прочному формированию временной связи. Среди стр ...

Разделы