Научные картины мира сменяются одна за другой.
Научная революция
– радикальная смена научной картины мира - это процесс перехода от одного способа познания к другому, отражающий более глубинные связи и отношения природы. Таких радикальных смен научных картин мира, т.е. научных революций в истории науки можно выделить три:
1.Аристотелевская; 6-5 в. До н.э.
В 6-5 в. До н.э. была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появилась на свет сама наука. Исторический смысл этой революции состоит в отличении науки от других форм познания мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. В этот период создаются математические модели, формируются ценные идеи ряда будущих наук (физики, биологии и др.). Первую универсальную систему мира создал Аристотель. В ней были объединены систематизированные и логически развитые все накопленные знания о природе. Аристотель впервые попытался дать классификацию наук, создал космологическое учение, в основе которого геоцентрическая модель мира – земля имеет форму шара и является центром Вселенной. Это учение Аристотеля впоследствии обоснованное Птолемеем заняло господствующее положение в космологии до 16 в. Все дальнейшее развитие науки как в античности так и в средние века в Европе осуществлялось в рамках учения Аристотеля.
2.Ньютоновская
. Означает возникновение нового естествознания, связанного с именами Коперника, Кеплера, Ньютона.
1) Разработана гелиоцентрическая картина мира Коперника – Земля не является центром Вселенной. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами – вокруг Солнца.
2) 16 – 17 вв. – период преимущественного развития механики. Возникает новая тенденция – сведение всех знаний о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. Формируется механистическая картина мира, становление которой связано с именем Галилея. Он первым возвел механику на уровень теоретической науки. Ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений.
Ньютон создал систему классической механики, определившей лицо естествознания вплоть до20 в.
ОН сформулировал 3 основных закона динамики, которые легли в основу механики как науки и закон всемирного тяготения. Создал (одновременно с Лейбницем) принцип дифференциации и интеграции исчислений, который стал математической базой всего современного естествознания.
Итогом Ньютоновской революции явилась механистическая картина мира на базе экспериментально-математического естествознания.
3.Эйнштейновская. Конец 19-го – начало 20-го века.
В начале 20 века на смену классической механике пришла новая фундаментальная теория. Она была следствием ряда научных открытий конца19-го – начала 20-го века.
- открытие электрона Томпсоном;
- рентгеновские лучи;
- явление радиоактивности (Беккерель);
- экспериментальное обнаружение электромагнитных волн (Герц);
- создание Периодической системы химических элементов Менделеева.
Появляются принципиально новые фундаментальные теории:
1. Теория относительности – новая теория пространства, времени и тяготения.
2. Квантовая механика, обнаружившая вероятностный характер законов микромира.
Они позволили объяснить многие физические явления, которые не укладывались в рамках классической механики.
Вывод: Таким образом, открытия в физике конца 19-го – начала 20-го века окончательно разрушили прежнюю механистическую картину мира. Наступил новый этап неклассического естествознания 20-го века, характеризующийся новыми квантовыми релятивистскими представлениями о физической реальности.
Прочие статьи:
Основные факторы и движущие силы эволюции.
Современная теория эволюции (СТЭ) выявляет следующие механизмы эволюции: 1. СТЭ выделяет элементарную структуру, с которой начинается эволюция. Это популяция (т.е. совокупность индивидов одного вида, способных скрещиваться между собой), а ...
Морфология человека. Многообразие форм и факторов изменчивости
человека
Каждый человек морфологически уникален, так как неповторима наследственная программа, реализованная в его онтогенезе, специфичны и условия среды, контролирующие реализацию генотипа в фенотип. Среди морфологических индивидуальностей могут ...
Неодокучаевская концепция элементарных почвообразовательных процессов
Элементарные почвообразовательный процессы (ЭПП) были выделены и обоснованы С. А. Захаровым, С. С. Неуструевым, Б. Б. Полыновым практически одновременно в 1930 г. на основе докучаевского учения о типах почвообразования. С. С. Неуструев пи ...