Развитие глаза. К моменту рождения, даже у недоношенных, глаз вполне способен функционировать как орган зрения. Об этом свидетельствует двигательная реакция (откидывание головки назад, движения глаз, поворот головы) в ответ на включение электрической лампочки.
У новорожденного диаметры глазного яблока обычно на 25— 35% короче, чем у взрослых, но соотношение диаметров почти столь же изменчиво. Глаз взрослого человека весит чаще всего 6— 8 г, а глаз новорожденного—2—4 г. После рождения вес глаза увеличивается всего лишь в 2—3 раза, причем особенно интенсив-1 но в течение первого года жизни; к 3—4 годам он почти достигает! веса глаза взрослого человека. Диаметр роговицы у новорожденного почти такой же, как у взрослых, а глазная щель, хотя и вдвое: короче, но очень широко раскрывается (рис. 43). К тому же глаз сильно выступает вперед, так как глазница, в которой он расположен, очень неглубока.
Нередко у новорожденного отсутствует или очень слабо выражена реакция на свет. Это объясняется тем, что во время родов, вследствие сдавления черепа, в сетчатке легко возникают кровоизлияния. Через несколько дней нормальное состояние сетчатки восстанавливается, не оставляя никаких последствий. Иногда, в основном у недоношенных детей, в первые дни роговица кажется беловатой и непрозрачной, зрение отсутствует. Причина заключается в том, что еще не успела рассосаться оболочка, покрывающая зрачок.
Обычный для новорожденных синевато-серый цвет глаз объясняется незначительным содержанием пигмента в радужной оболочке. Постепенно образование темного пигмента усиливается, и через несколько месяцев глаза приобретают постоянную окраску. У жителей южных стран, как правило, пигментация выражена сильнее (глаза темные, карие), чем у жителей северных стран (глаза светлые, серые).
Слёзные железы функционируют у новорожденных, даже недоношенных, увлажняя переднюю поверхность глазного яблока. Однако рефлекторное усиление секреции появляется лишь на 3—5-м месяце жизни. Поэтому в раннем грудном возрасте дети не плачут, а кричат без слез. Это объясняется тем, что рефлекторное усиление секреции слёзных желез происходит под влиянием парасимпатических нервов, которые начинают полностью функционировать значительно позднее симпатических.
Одна из основных функций глаза — острота зрения, или способность распознавания минимальных по размеру объектов на максимальном расстоянии. Считается, что хорошо видит человек, который может с расстояния 50 м сосчитать пальцы на руке. При этом угол между сетчаткой глаза и сторонами пальца имеет ширину, равную 1 минуте. Такая способность — видеть под углом зрения, равным 1 минуте, — называется единицей (1,0), или, как иногда очень упрощенно говорят, стопроцентным зрением.
При рассматривании предметов на одинаковом расстоянии острота зрения тем выше, чем меньшего размера объекты удается рассмотреть. То есть острота зрения тем выше, чем на большем расстоянии человек может увидеть предметы одинакового размера. Обычно тесты для проверки остроты зрения помещаются на расстоянии 5 м. Наиболее часто для этих целей используется таблица Сивцева—Головина. Если рассматривать ее с расстояния 5 м, то остроте зрения, равной единице, соответствует четкое видение десятой сверху строчки.
Если человек видит знаки только первой строчки, это соответствует зрению, сниженному в 10 раз, то есть 0,1. При определении по таблице Сивцева-Головина с пятиметрового расстояния острота зрения при видении каждого последующего ряда букв выше на 0,1. Так, если ребенок различает лишь буквы третьего ряда, острота его зрения равна 0,3. В таблицах вместо букв могут быть кольца разной величины с разрывом, по различению которого судят об остроте зрения.
Для обследования детей, не знающих буквы, широко распространена таблица Орловой с рисунками. Перед тем как определять зрение у такого ребенка, следует подвести его к таблице и проверить, правильно ли он называет рисунки. При этом необходимо учитывать, что внимание детей быстро истощается.
Зрительные функции детских глаз имеют длительный период созревания. Для детей трех лет острота зрения 0,2—0,3 может считаться нормальной; для четырехлетних она равна 0,6, а ко времени поступления в школу острота зрения ребенка достигает 0,7—0,8. Если ребенок не способен различать с расстояния, равного 5 м, первую строчку таблицы, то есть его зрение меньше 0,1, тогда следует показывать ему пальцы с разного расстояния. Способность считать пальцы с расстояния каждого метра расценивается как 0,02: считает пальцы с одного метра — 0,02, с двух — 0,04, с трех — 0,06, с четырех — 0,08. Если же у ребенка нет предметного зрения и он не способен различать пальцы, а видит только руку у своего лица — острота его зрения равна 0,001. Если ребенок не различает даже свет, его зрение равно нулю (0), если же есть светоощущение, острота зрения расценивается как 1.
Прочие статьи:
Иммунитет
Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, а также к агентам и веществам, обладающим чужеродными для организма, антигенными свойствами.
Иммунные реакции носят защитный, приспособителъный характер и направлен ...
Естествознание XVIII в.
В XVIII в. в механику проникают методы дифференциального и интегрального исчислений, и она становится аналитической.
Огромная заслуга в развитии механики принадлежала петербургскому академику Леонарду Эйлеру (1707-1783) и парижскому акад ...
Техника посадки зелёных черенков смородины
Черная смородина относится к культурам, зеленые черенки которых легко укореняются без каких-либо побочных на них воздействий. Однако многочисленными исследованиями было установлено, что обработка черенков регуляторами роста ускоряет и улу ...