Основные сведения о науке. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства.
Страница 2

Статьи » Естествознание в науке и культуре » Основные сведения о науке. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства.

Роль науки в жизни общества неуклонно возрастала на протяжении последних столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТР в целом продолжают и поныне оказывать огромное воздействие на формирование мировоззрения людей. Причем как сами научные достижения, например синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (информатика).

Научные достижения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние, о чем свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значение имеют и новые научно-методологические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и в обозримом будущем мировоззренческое значение науки будет возрастать.

Существует воздействие и в обратном направлении. Не только НТР влияет на мировоззрение, но и мировоззренческие сдвиги оказывают большое влияние на направление научных исследований.

В настоящее время науку как систему в целом условно подразделяют на естественные и социально-философские науки. Первые изучают законы и явления окружающей природы и включают в себя физику, химию, биологию и др., вторые - закономерности общественной жизни (к ним относятся: история, политология, философия и др.). Среди естественных наук особое место занимают технические, направленные на разработку и совершенствование имеющихся средств, машин и устройств для осуществления производств, процессов и удовлетворения различных потребностей общества. Наука через технику тесным образом связана с производством, что превращает ее в непосредственную производительную силу общества. Процесс производства каждого нового продукта, новых технических средств начинается в кабинетах ученых и в лабораториях исследователей. Прежде чем вещь будет произведена реально, она должна быть так или иначе произведена идеально. На пути от "идеального" возникновения продукта к "реальному" расположены различные звенья цепи, имеют место разные виды деятельности. Каковы эти звенья?

"Дилогические" предпосылки исследования.

Сюда относится художественно-образная основа интеллектуальной деятельности мышления, воображения, ассоциативные способности, интуиция, которые служат импульсом научного творчества. Данное звено представляет собой ту сферу, где искусство смыкается с наукой, где образная художественная деятельность переводится в рациональный план. В этой, к сожалению, наименее исследованной до сих пор сфере - генетический исток и тайна научных открытий.

Методология мировоззрения представляет собой область производства духовных средств производства в науке, т.е. методов и приемов мышления, методов и приемов научного познания. Эту сферу обслуживают преимущественно философия и научные дисциплины, возникшие на стыке философских и конкретных наук.

Затем следуют фундаментальные исследования, т.е. выработка таких гипотез, концепций, теорий в конкретных областях научной деятельности, которые могут в конечном итоге послужить основой для создания новых, а также для усовершенствования существующих изделий, материалов и технологических процессов. Производя фундаментальные исследования, ученый, зачастую, совершенно не представляет себе, когда и какое именно практическое значение получат их результаты.

Вопрос о практическом использовании результатов обретает некоторую определенность на стадии прикладных исследований. Последние направлены на выявление путей и способов применения познанных законов и явлений природы для целей производства.

Следующее звено - опытно-конструкторские разработки. Результаты, полученные в прикладных исследованиях, здесь подвергаются дальнейшей разработке с целью конструирования, испытания и усовершенствования технических устройств, новых технологических процессов и т.п. На этой стадии начинается внедрение научных достижений в производстве. Кончается ли на этом научно-исследовательский процесс?

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Паразиты не подведут
Ученые ВНИИ гельминтологии сосредоточи­лись на поиске и отборе наиболее актив­ных, самых хищных штаммов. Ведь не может быть, чтобы среди хищных грибов не нашлось настоящих охотников, не желающих доволь­ствоваться мирным сосуществованием. ...

Основные методики. Оборудование
Реакции обычно проводят в 0,5- или 1,5 мл микроцентрифужных пробирках Эппендорф. Оборудование для нагрева и охлаждения может быть совсем простым и состоять всего лишь из набора водяных бань с различной температурой воды, или очень сложным ...

Строение насекомых
Тело взрослых насекомых, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом, выполняющим роль наружного скелета, и разделено на голову, грудь и брюшко, что отличает их от других членистоногих. Сегменты головы слиты в общую массу, член ...

Разделы