Основные сведения о науке. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства.
Страница 3

Статьи » Естествознание в науке и культуре » Основные сведения о науке. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства.

Оказывается, нет. Даже после того, как новое изделие вступило в стадию массового производства (или новая технология уже внедрена и т.д.), оно нуждается в заботе исследовательской, так сказать "материнской" организации.

Последняя принимает участие в проведении дополнительных производственных исследований, которые делятся на три категории: 1) исследование новых производственных методов в действии; 2) исследование методов стандартизации и контроля качества продукции; 3) исследования, связанные с устранением "узких мест" в производстве с необходимостью сложного ремонта, отработки и совершенствования техники в процессе ее эксплуатации.

Но и тогда, когда научные достижения окончательно внедрены в производство, новый вид продукции, новая технология и т.д. нередко продолжают быть объектом дальнейшего совершенствования со стороны изобретателей.

Цель исследовательской деятельности, следовательно, должна включать также изобретательскую деятельность, которая ныне постепенно становится организованной, осуществляется все чаще на основании научного подхода к делу образованными кадрами. Наконец, замыкающим структурным звеном цепи, связывающей науку с производством, является собственно производственная деятельность.

Описанная цепь структурных звеньев не исчерпывает собой всей науки, она характеризует только ту часть науки, которая ориентирована на вещественный элемент производства - технику. Но наука не замыкается только на технике, она замыкается и на человеке, выступая в качестве ориентированной на личность.

Важным критерием научности является наличие цели научного познания, которая определяется как постижение истины ради самой истины, или теоретичность.

Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. Так, существовавшие на Востоке научные знания, использовались лишь в качестве вспомогательных в религиозных магических церемониях и ритуа­лах.

Поэтому мы не можем говорить о наличии там науки как самостоятельного культурного феномена.

Отличительной чертой научного знания является его рациональный характер. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь вера в возможности разума появилась далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого положения, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию.

Этот критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями.

Определяющими признаками науки являются также наличие экспериментального метода исследования и математизация науки. Эти признаки появились в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Классификация биоритмов
Существует несколько классификаций биоритмов. Так, с точки зрения взаимодействия организма и среды выделяют: Адаптивные ритмы (собственно биоритмы) – колебания с периодами, близкими к основным геофизическим циклам, роль которых заключае ...

Устойчивость к неблагоприятным факторам среды
Кроме описанных выше биологических факторов, препятствующих росту и развитию растений, существует еще целый ряд абиотических стрессорных воздействий, регулярно оказываемых природой на сельскохозяйственные культуры – это засухи, холод, жар ...

Механизм образования временной связи
Органы чувств устроены так, что они очень живо реагируют на каждый новый раздражитель, который вызывает особый старт-рефлекс, называемый ориентировочным рефлексом, или, как называл его И. П. Павлов, рефлекс "что такое". Например ...

Разделы