Зарождение науки, основные тенденции её развития
Страница 2

Статьи » Естествознание в науке и культуре » Зарождение науки, основные тенденции её развития

В науке XVII в. господствовал метафизический метод мышления, который опирался на абсолютизацию материалов (результатов), исследование только частностей и рассмотрение отдельных явлений.

В конце XIX в. - начале XX в. революция в естествознании вступила в новую, специфическую стадию, физика переступила порог микромира, был открыт электрон (Д. Томсон, 1897 г.), заложены основы квантовой механики (М. Планк, 1900 г.), обнаружен дискретный характер радиоактивного излучения. В середине XX в. окончательную победу одержал метод научного познания, основанный на материалистической диалектике.

В современных условиях изменяется характер научного исследования, подход к изучению явлений природы. На место прежней изоляции отдельных дисциплин приходят их взаимодействие, проникновение одной в другую. К настоящему времени уже насчитывается около 1300 самостоятельных научных дисциплин и свыше 300 специальностей, процесс дифференциации науки продолжается. В то же время происходит процесс сближения и связи отдельных наук, который называется интеграцией.

Интеграционные процессы являются одной из характерных черт современного этапа развития науки. Одновременно идущие процессы её дифференциации и интеграции взаимно переплетаются, переходят один в другой. На основе взаимодействия этих процессов происходит становление новых научных дисциплин.

Одной из главных черт развития науки является её сближение с общественной практикой, производством.

На ранних стадиях техника и производство существенно опережали развитие науки. Они давали науке уже готовый материал для анализа обобщения, ставя перед ней задачи, диктуемые практикой.

Сближение науки и техники, их взаимный интерес и влияние одной на другую получило новый импульс в XVI-XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного и машинного производства, а также мореплавания. Развитие отдельных дисциплин науки происходит не единым фронтом, а выдвижением в отдельные периоды времени далеко вперед ее отдельных дисциплин. В XVII-XVIII вв. одиночным лидером была механика, в XIX в. - физика, химия, биология, астрономия, в конце XIX в. лидерство вновь перешло к физике (атомной и субатомной), что продолжалось до середины XX в.

Настоящий период развития науки характеризуется групповым лидерст­вом. Кроме физики микромира и твердого тела получили значительное развитие кибернетика, космонавтика, биоорганическая химия, генетика, бионика, в совокупности и взаимосвязи, составляющие основу научно-технического прогресса настоящего времени.

Бурное развитие науки стимулировало зарождение науковедения, изучаю­щего закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамику научной деятельности, экономику и организацию науки, нормы взаимодействия её с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Наука

производительная сила современного общества

Основной особенностью современного периода научно-технической рево­люции является конкретное коренное изменение соотношения между наукой и производством. В настоящее время формируется единая, тесно взаимодействующая система "наука - техника - производство", где ведущая роль принадлежит науке. Теперь обязательным условием научного и технического прогресса стало опережающее развитие науки, составляющее сущность научно-технической революция, основу её поступательного развития.

Необходимость в опережающей роли науки обусловлена вовлечением в сферу практической деятельности человека новых веществ с ранее неизвестными свойствами, использованием новых видов энергии, дальнейшем изучении непознанных явлений природы и т.д. Наука изучает законы и закономерности этих явлений, их свойства, разрабатывает рекомендации по их практическому применению. Именно наука играет сейчас ведущую роль в решении глобальных проблем будущего -энергетической, экологической, продовольственной.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Обзор литературы
Изучение природноочаговых инфекций, их переносчиков и структуры очагов начато экспедициями под руководством М.П. Чумакова в 1940 году. Хотя первые сведения об иксодовых клешах – переносчиках паразитарных заболеваний животных мы находим в ...

Главные "загадочные факты" эволюции и их интерпретация
Тэйлор перечисляет "загадочные факты" эволюции, которые, по его мнению, полностью противоречат концепции случайной трансформации видов. До него пришли к такому же заключению и многие другие. Важно отметить, что за долгие годы из ...

Предпосылки эволюционной идеи
Жизнь на Земле… Богатство ее форм поразительно! Всегда ли формы жизни были такими, какими мы их наблюдаем сегодня, или в течение многих тысячелетий они прошли длинный путь развития? С древних времен люди по-разному отвечали на этот вопрос ...

Разделы