Опережающее развитие науки создает прочную основу для прогресса техники, производства на основе научных достижений. Производство все больше выступает как техническое приложение и воплощение достижений в науке.
Следовательно, наука в целом, а не отдельные дисциплины, все в большей степени превращается в непосредственную производительную силу общества.
Однако, превращаясь в производительную силу, наука не становится дополнительным элементом производительных сил. Она своими методами
совершенствует составные части производства: средства труда, предмет труда, сам труд.
Рассмотрим основные пути превращения науки в производительную силу.
Первый путь состоит в создании на основе достижений науки новых технологических средств и технологических процессов, улучшающих процесс производства и повышающих производительность труда. Он являлся единственным вплоть до конца XIX в.
Второй путь превращения науки в производительную силу состоит в совершенствовании самого человека, как главной производительной силы общества. Он стал проявляться ещё в XIX в., но наибольшей значительности достиг в период научно-технической революции.
Теперь в производстве широко применяются станки с ПУ, автоматизированные линии, устройства электронно-вычислительной техники, для обслуживания которых требуется не только высокая производительность, но и определенная подготовка человека по математике, физике, химии, кибернетике.
Третий путь превращения науки в производительную силу, особенно проявивший себя в последние 20 лет, состоит в совершенствовании на научной основе производительных процессов, начиная от организации труда на отдельном рабочем месте и кончая общей стратегией развития страны.
Прочие статьи:
Очаги расообразования и их место в расогенетическом процессе
Большое число районов с малой плотностью населения, если она еще сопровождается малопроходимыми географическими барьерами или эндогамией, образуют области дискретного антропологического покрова.
Дискретность антропологического покрова, о ...
Антигены клеточной поверхности
В роли селективного фактора могут выступать антитела. При этом мы получаем возможность выделять клетки с определенным набором антигенов клеточной поверхности. Применение антител лежит в основе ряда методов, среди них отбор клеток с помощь ...
Пубертатный скачок роста
Пубертатный скачок роста – это общее явление, варьирующее по интенсивности и продолжительности у разных детей. Максимальная скорость роста длины тела в среднем составляет около 10 см в год для мальчиков и немного меньше для девочек. У мал ...