Организация научных исследований в Российской Федерации
Страница 1

Статьи » Естествознание в науке и культуре » Организация научных исследований в Российской Федерации

Система научных учреждений РФ

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры, способ познавания мира, специальный институт (в это понятие входят не только высшие учебные заведения, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

В нашей стране создана разветвленная сеть учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных отраслях народного хозяйства. К ним относятся:

1.Академия наук РФ (РАН);

2.отраслевые академии Министерств (Академия медицинских наук РФ, Академия педагогических наук РФ, Академия строительства и архитектуры РФ и др.);

3.отраслевые научно-исследовательские институты Министерств, ведомств, вузы.

Деление науки на вузовскую, академическую и отраслевую во многом условно в силу тесного взаимодействия этих отрядов единой российской науки.

В вузах, которых по данным за 2002 г. в РФ более 500, научные исследования направлены на разработку фундаментальных проблем в той области, для которой данный вуз готовит специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпускников. При вузах с высоким уровнем научных исследований создаются научно-исследовательские институты, работают проблемные научно-исследовательские лаборатории (например, при МГУ, ЮУрГУ).

Научно-

исследовательская работа в высшей школе

Её главная особенность — органическое сочетание учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности коллектива вуза. В этой работе принимают участие педагогический и научный составы вузов, а также студенты.

Научно-исследовательская работа (НИР) в вузах преследует три основных цели:

1) использование творческого потенциала вузов для решения важных хозяйственных проблем ускорения научно-технического прогресса. Сегодня в вузах страны работают более 300 тыс. преподавателей, в числе которых более 15 тыс. профессоров, докторов наук и свыше 150 тыс. доцентов, кандидатов наук, что составляет около половины научных работников страны;

2) повышение квалификации преподавательского состава;

3) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов за счет со-вершенствования организации учебного процесса, активного участия их в научной деятельности.

В вузе научная работа возглавляется проректором по научной работе и регламентируется перспективным и годовым планами исследования.

Различают планы госбюджетных и хоздоговорных НИР. Госбюджетные исследования осуществляются за счет общегосударственных ассигнований на развитие науки; хоздоговорные — выполняются на основе прямых хозяйственных договоров между вузом и заказчиком, который и финансирует исследования.

Для решения актуальных научно-технических задач в передовых вузах создаются отраслевые научно-технические лаборатории, работающие на основе хозяйственных договоров с определенной отраслью народного хозяйства.

Одним из важных направлений вузовской науки являются исследования, направленные на совершенствование учебного процесса.

Участие в исследовательской работе — важнейший фактор повышения квалификации преподавательского состава: во-первых, готовятся кадры высшей квалификации — кандидаты и доктора наук; во-вторых, повышается эрудиция, расширяется кругозор преподавателя; в-третьих, преподаватель может успешно осуществлять творческую подготовку студентов, учить их, как пользоваться приобретенными знаниями.

Особенности организации научно-

исследовательской работы студентов

Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных, качественных изменений технических средств, технологии, организации и управления производством на основе новых научных принципов. Эта революция подготовлена не только развитием науки и производительных сил, но и теми глубокими социальными изменениями, которые произошли в обществе в результате мирового революционного процесса. Важнейшая особенность НТР заключается в неизмеримо возросшей роли науки в развитии производительных сил, для приведения в действие которых требуется все большее количество квалифицированных работников [10].

В связи с этим возникает объективная необходимость приобретения научных знаний всеми участвующими в общественном производстве. Нельзя себе представить идеал будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которую предполагают современный уровень техники и состояние научного знания.

Носителями научных знаний в общественном производстве являются, в первую очередь, ученые и инженерно-технические работники, которые оказывают непосредственное воздействие на все этапы производственных процессов. Чем больше в стране высокообразованных людей, тем с большим успехом решаются важнейшие научно-технические и производственные проблемы. Поэтому в условиях современной НТР высшее образование приобретает важнейшую роль, от него в значительной мере зависит научно-технический, экономический и военный потенциал государства.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Ареал обитания, стации, убежища енотовидной собаки
Енотовидная собака предпочитает небольшие перелески по луговым равнинам с озерами и протоками, пологие склоны, поросшие смешанным лесом с густым подлеском. В Благовещенском районе ареал обитания енотовидной собаки составляет 230 тысяч ге ...

Открытие клетки
Изучение мельчайших структур живых организмов стало возможным лишь после изобретения микроскопа, т.е. после 1600. Первое описание и изображения клеток дал в 1665 английский ботаник Р.Гук: рассматривая тонкие срезы высушенной пробки, он об ...

Этапы расообразования
Расообразовательный процесс может быть дискретен не только в географическом отношении, но и во временнóм аспекте. Теоретически такая временнáя дискретность весьма вероятна из-за известных и достаточно частых исторических соб ...

Разделы