Современный инженер в отличие от инженера начала ХХ в., который, можно сказать, учился своей профессии один раз на всю жизнь, должен непрерывно доучиваться. Поэтому, в какой бы области ни работал специалист, он должен быть динамичным, мобильным, способным непрерывно повышать свою квалификацию, умеющим творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям деятельности. Таким образом, решающее значение для выпускника высшего учебного заведения приобретает не только овладение суммой конкретных знаний и навыков, но как главная цель — умение их самостоятельно добывать, приобретать, систематизировать.
Творческая активность личности, отражая высокий уровень социальной зрелости человека, является результатом воспитания и самовоспитания личности, обучения и воздействия на неё общественных отношений. В свою очередь творчество в широком смысле слова можно определить как естественно-исторический процесс материалистического познания мира.
Естественно, творческая активность может быть присуща людям в любой сфере социальной жизни: везде, выполняя определенные обязанности, можно искать и находить более эффективные способы работы, повышать производительность труда. Но особо важное значение творческая активность имеет в сфере науки, искусства и общественного производства, и именно здесь она имеет ярко выраженный интеллектуальный характер и предполагает наличие и постоянное включение в свою деятельность знаний о новейших достижениях науки, техники, технологии и участие на этой основе в их развитии и совершенствовании.
Особенностью студенческой научной работы является то, что её главной задачей является не решение важнейших научных проблем, а приближение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческого подхода к решению поставленных задач. Чтобы повысить качество подготовки студентов, необходимо научить их не только усваивать имеющийся фактический материал, но и вырабатывать собственные решения.
Развитие творческой активности студента возможно только в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, постановки экспериментов, обсуждении результатов исследования и т.д.
Для успешного выполнения студенческой научно-исследовательской работы необходимо соблюдение следующих основных условий:
1.Активное участие студентов в научной работе на протяжении всего времени обучения.
2.Последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специализации.
3.Обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом.
4.Обеспечение преемственности в научной работе студентов старших и младших курсов,
5.Тесная связь научной работы студентов с научной и учебной работой кафедры.
6.Научная работа студентов является составной частью учебного плана вуза и организуется на основе "Положения о научной работе студентов".
Главную роль в организации научно-исследовательской работы студентов играет профилирующая кафедра. Она разрабатывает формы научно-исследовательской деятельности студентов, определяет основные направления, в которых формируется тематика. Эти направления должны отражать специфику будущей специальности и быть тесно связанными с научными направлениями кафедр. Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них выполняется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро, в хоздоговорных лабораториях и т.п. Эта работа не только развивает навыки самостоятельности, но и способствует развитию повышенных способностей, формированию будущих научных работников. Вторая форма - учебно-исследовательская работа студентов - обязательна для всех студентов, она предусмотрена учебными планами.
Привлечение студентов младших курсов к выполнению конструкторских и исследовательских работ совместно со старшекурсниками обеспечивает преемственность научных исследований, расширяет кругозор молодых исследователей. Очень полезной является помощь студентов младших курсов старшекурсникам, выполняющим курсовое или дипломное проектирование, благодаря которой они узнают характер своих будущих работ, накапливают опыт работы, получают ясное представление о специфике исследования от его начала до завершения. Одновременно совершенствуются научно-методические навыки студентов старших курсов, выступающих в качестве "микроруководителей". Начиная научно-исследовательскую работу на младших курсах, создаются благоприятные условия для перерастания отдельных тем в курсовые и дипломные проекты.
Руководство научной работой студентов - одна из обязанностей профессорско-преподавательского состава вуза. Качество руководства, его уровень определяют успех выполнения работы. Опыт показывает, что один преподаватель может успешно руководить работой четырех-пяти студентов.
Прочие статьи:
Основные закономерности роста человека
Изучение роста чрезвычайно важно для выяснения механизмов эволюции, так как эволюция морфологических признаков осуществляется всегда путем изменения генетически обусловленного роста и развития. Кроме того, изучение процесса роста существе ...
Нарушение водообмена. Его причины и последствия
Нарушение водообмена у растений происходит при недостаточном водоснабжении, то есть, при наступлении засухи.
Засуха
– неблагоприятное сочетание метеорологических условий, которые не обеспечивают потребностей растения в воде. Засуха бывае ...
Гибридизационные зонды для геномной
дактилоскопии. Зонды на основе минисателлитов
Джеффризу с соавторами удалось впервые показать, что зонды на основе корпоследовательности ГВР могут быть использованы для одновременного выявления большого количества соответствующих генетических локусов. С помощью зонда, синтезированног ...