Понятие "биосфера" вошло в систему знаний о Земле сравнительно недавно — в начале нашего столетия, когда в 1926 г. вышла в свет книга академика В.И.Вернадского "Биосфера". До тех пор хотя термин "биосфера" и употреблялся в работах австрийского геолога Э.Зюсса, тем не менее, не привился в науке сколько-нибудь прочно в силу недостаточной определенности содержания и, главное, недостаточной обоснованности того, что он необходим наряду с обозначениями давно известных геосфер.
В книге В.И.Вернадского впервые на богатом фактическом материале было не только раскрыто содержание понятия "биосфера", но и показано, насколько это понятие важно для понимания сущности фактически всех происходящих на поверхности Земли явлений.
В последующих трудах В.И.Вернадский всесторонне развил учение о биосфере вплоть до обоснования необходимости ввести понятие, означающее следующий, более высокий этап развития биосферы. Для этого этапа он предложил название "ноосфера", т.е. "сфера разума" — в буквальном переводе с греческого. Указанный термин употреблялся раньше в работах теологически настроенных французских ученых Э.Леруа и П.Тейяра де Шардена, которые имели в виду действительно только лишь сферу чистого разума, функционирующую фактически независимо от материального мира. В.И, Вернадский же подразумевал под биосферой не только сферу духа, но и материальную действительность, преобразованную трудом людей.
Каковы методологические мотивы введения в науку таких новых понятий, как "биосфера" и затем "ноосфера", какую роль сыграли они в развитии научной теории о Земле и в чем их значение для дальнейшего развития наук о природе и обществе?
Поиски ответа на эти вопросы приводят нас к данной Ф.Энгельсом характеристике специфики методологии естествознания, преобладавшей в предыдущие столетия. В изучении природы наиболее типичным, по его мнению, был метафизический подход, когда явления рассматриваются в их соположенности друг относительно друга, а противоположность явлений понимается лишь в плане абсолютного их исключения друг другом. То, "что эти противоположности и различия хотя и существуют в природе, но имеют только относительное значение .", осознавалось лишь немногими натуралистами, как правило, теми из них, кто не ограничивался рамками своей науки, а интересовался смежными областями знания и историей развития философской мысли. Учение о биосфере не могло возникнуть раньше, чем в естествознании накопилось достаточное количество данных, свидетельствующих о тесной взаимосвязанности в природе явлений органического и неорганического мира.
Прочие статьи:
Регуляторная модель старения
Центральным для жизни как таковой является процесс постоянного самообновления всех составных частей организма, что, по существу, тождественно определению жизни как таковой. Вполне логично представить, что уровень самообновления определяет ...
Белки, препятствующие льдообразованию
Одной из функций белков, синтезирующихся в растениях при гипотермии, в частности, при действии отрицательных температур, является препятствование процессу льдообразования. Хотя, как было отмечено выше, в основном снижение температуры нача ...
Генеалогический метод составления родословных
Первые родословные составлялись с целью показать социальное положение человека. В 1865г Гальтон стал изучать родословные с целью ответа на вопрос – почему во многих профессиях встречаются династии. Изучал механизмы передачи гениальных, ин ...

