Понятие "биосфера" вошло в систему знаний о Земле сравнительно недавно — в начале нашего столетия, когда в 1926 г. вышла в свет книга академика В.И.Вернадского "Биосфера". До тех пор хотя термин "биосфера" и употреблялся в работах австрийского геолога Э.Зюсса, тем не менее, не привился в науке сколько-нибудь прочно в силу недостаточной определенности содержания и, главное, недостаточной обоснованности того, что он необходим наряду с обозначениями давно известных геосфер.
В книге В.И.Вернадского впервые на богатом фактическом материале было не только раскрыто содержание понятия "биосфера", но и показано, насколько это понятие важно для понимания сущности фактически всех происходящих на поверхности Земли явлений.
В последующих трудах В.И.Вернадский всесторонне развил учение о биосфере вплоть до обоснования необходимости ввести понятие, означающее следующий, более высокий этап развития биосферы. Для этого этапа он предложил название "ноосфера", т.е. "сфера разума" — в буквальном переводе с греческого. Указанный термин употреблялся раньше в работах теологически настроенных французских ученых Э.Леруа и П.Тейяра де Шардена, которые имели в виду действительно только лишь сферу чистого разума, функционирующую фактически независимо от материального мира. В.И, Вернадский же подразумевал под биосферой не только сферу духа, но и материальную действительность, преобразованную трудом людей.
Каковы методологические мотивы введения в науку таких новых понятий, как "биосфера" и затем "ноосфера", какую роль сыграли они в развитии научной теории о Земле и в чем их значение для дальнейшего развития наук о природе и обществе?
Поиски ответа на эти вопросы приводят нас к данной Ф.Энгельсом характеристике специфики методологии естествознания, преобладавшей в предыдущие столетия. В изучении природы наиболее типичным, по его мнению, был метафизический подход, когда явления рассматриваются в их соположенности друг относительно друга, а противоположность явлений понимается лишь в плане абсолютного их исключения друг другом. То, "что эти противоположности и различия хотя и существуют в природе, но имеют только относительное значение .", осознавалось лишь немногими натуралистами, как правило, теми из них, кто не ограничивался рамками своей науки, а интересовался смежными областями знания и историей развития философской мысли. Учение о биосфере не могло возникнуть раньше, чем в естествознании накопилось достаточное количество данных, свидетельствующих о тесной взаимосвязанности в природе явлений органического и неорганического мира.
Прочие статьи:
Наука Древней Греции
Задача понять и объяснить мир без привлечения таинственных сил была впервые поставлена древними греками в период развития
рабовладельческого строя [3]. Возникновение греческой науки (VII-VI вв. до н. э.) обычно связывают с расцветом иони ...
Естественно-научная и гуманитарная культуры. О
взаимоотношениях двух типов культур
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела — на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается ...
Динамика расовой дифференциации
Расселяясь, палеолитические люди сталкивались с разными условиями существования. В результате возникали различные очаги расообразования. Невозможно сколько-нибудь полно описать все эти очаги, поэтому ограничимся лишь общими вопросами их ф ...