В последнее время термин "ноосфера" стал иногда употребляться слишком широко и неопределенно. Одни считают, что ноосфера уже образовалась как самостоятельная оболочка планеты помимо биосферы. Другие полагают, что ноосфера — это будущее состояние той части планеты, которая будет перестроена людьми на разумных основаниях. Третьи вообще возражают против самого употребления термина "ноосфера" ввиду его неопределенности, что создает, как они полагают, опасность путаницы в научной теории.
Многозначность термина "ноосфера" имеет давнюю историю, поскольку его авторы французские ученые Э. Леруа и П.Тей-яр де Шарден изначально употребляли его в ином смысле, чем несколько позже сделал это В.И.Вернадский. Он развил дальше содержательную сторону понравившегося ему понятия. Этимология самого слова взята от сочетания греческих слов "noos" и "sphaira'' - что означает сфера разума. Когда Э.Леруа впервые использовал это понятие в 1927 г., то имел в виду лишь формирование мыслящего пласта планеты с возникновением и развитием на ней существ, обладающих разумными способностями. В таком же смысле продолжал пользоваться этим термином и его друг Тейяр де Шарден в своей книге "Феномен человека".
В.И.Вернадский вкладывал в понятие "ноосфера" следующий смысл:
Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера.
Как видим, В.И.Вернадский рассматривал качественно новую сферу Земли в развитии, как становящийся процесс со всеми предпосылками в настоящем и зрелым состоянием в будущем, когда человечество станет "единым целым" и "свободно мыслящим". В этом смысле понятие "ноосфера" богаче по содержанию, чем обозначение зоны проживания людей на Земле.
Поверхность планеты, заселенная людьми и качественно ими преобразованная, — это еще не ноосфера, поскольку отсутствует указание на характер преобразования. К такой поверхности скорее подходит понятие "антропосфера", если иметь в виду именно занятость людьми определенных участков планеты. В том случае, когда имеется в виду не только проживание людей в биосфере, но и то, какие вносятся в нее изменения производственной деятельностью как локального, так и глобального масштаба, целесообразно применение понятие "техносфера".
"Техносфера" — понятие гораздо более широкое, чем "антропосфера", поскольку охватывает не только все области на планете, куда проникают технические средства, но и всю совокупность техногенных изменений на планете. Например, изменение состава атмосферы или гидросферы в целом под воздействием людей.
По объему понятие "техносфера" фактически совпадает с техническим аспектом понятия "ноосфера", но не совпадает по содержанию, так как включает в себя отклонения природных объектов от естественного состояния, не только сознательно направленные, но и стихийные.
Наконец, понятие "социосфера" почти совпадает с понятием "техносфера", но в отличие от него включает в себя всю совокупность социальных факторов, характерных для данного состояния общества в его взаимодействии с природой. Социосфера — это конкретный этап развития биосферы в ноосферу.
Таковы, на наш взгляд, различие и связь терминов, обозначающих сферу взаимодействия общества и природы.
Поскольку понятие "ноосфера" характеризует необходимую для жизни направленность изменений, происходящих в биосфере под воздействием людей, оно имеет большое мировоззренческое значение как в теории, так и в организации практической деятельности.
Именно такую роль играла концепция "ноосферы" в мировоззрении самого В.И.Вернадского: "Ноосфера является основным регулятором моего понимания окружающего". Как видно из других его рассуждений, в свете этой концепции для него представала более обоснованной мысль о неуничтожимости цивилизации, на которую как на всякую материальную систему распространяются законы сохранения при условии соответствия системы среде существования. "Цивилизация культурного человечества — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, — не может прерваться и уничтожиться» так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее — геологически сложившейся организованности биосферы". Вернадский хорошо понимал не только существенное отличие общества от природы, но и необходимость самой тесной, органической связи общества с окружающей средой как с системно организованным целым. Из этой взаимосвязанности и согласованности законов общества и природы должны постепенно возникнуть законы, присущие ноосфере как социоестественному образованию, в котором социальное будет играть определяющую и организующую роль по отношению к природному.
Прочие статьи:
Технологическая схема микробиологического синтеза уксусной кислоты
На рис. 7 изображена технологическая схема микробиологического синтеза уксусной кислоты. Римскими цифрами обозначены основные материальные потоки, арабскими цифрами обозначено технологическое оборудование.
I. – посевной материал;
II. ...
Человек прямоходящий (Homo erectus) (Архантроп)
Первые останки Homo erectus были найдены в 1891 г. на Яве Дюбуа (Dubois), который ввел для их обозначения родовое название Pithecantropus. Более поздние находки были сделаны на Яве Кенигсвальдом, Джекобом и Сартоне (Koenigswald, Jacob a. ...
Обзор литературы
Изучение природноочаговых инфекций, их переносчиков и структуры очагов начато экспедициями под руководством М.П. Чумакова в 1940 году. Хотя первые сведения об иксодовых клешах – переносчиках паразитарных заболеваний животных мы находим в ...