Различия между ПР и ПМ наглядно представлены на таблице 1.
Таблица 1
Различия между «процесс механизм» (ПМ) и «процесс-результат» (ПР) (И. А. Соколов, 2004)
|
Характеристика понятия |
ПМ |
ПР |
|
Диагностика |
Прямое наблюдение для рецентных ПМ Мысленное воссоздание по косвенным фактам для реликтовых ПМ |
Наличие свойства |
|
Продолжение таблицы 1 | ||
|
Степень достоверности знания проверяется |
Экспериментом, прямым наблюдением Соответствием гипотезы наблюдаемым фактам и известным закономерностям |
Наличие свойства |
|
Научный смысл |
Знание о жизни почв и/или их генезисе |
Способ мышления, форма изложения знаний о свойствах |
|
Терминология |
Отражает внутреннюю (механизменную) суть |
Отражает свойство, основывается на его названии |
|
Степень сложности определяется |
Сложностью самого явления |
Уровнем организации педосферы, на котором используется понятие |
В заключение приведём слова Б. Г. Розанова (2004), который отмечал перспективность и научную плодотворность концепции элементарных почвенных процессов. Однако нужно иметь ввиду то, что если в принципе она представляется вполне стройной и логичной, её конкретное содержание нуждается в дальнейшей глубокой проработке, особенно с точки зрения набора ЭПП, принципов их выделения, диагностики и характеристики.
Прочие статьи:
Приготовление заквасок в специальных лабораториях
В специальных научно-производственных лабораториях выделяют штаммы молочнокислых микроорганизмов, изучают их свойства, селекционируют, составляют и получают закваски, которые направляют на предприятия молочной промышленности, где вырабаты ...
Белки, препятствующие льдообразованию
Одной из функций белков, синтезирующихся в растениях при гипотермии, в частности, при действии отрицательных температур, является препятствование процессу льдообразования. Хотя, как было отмечено выше, в основном снижение температуры нача ...
Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научный метод. Естественнонаучная
и гуманитарная культуры
Культура
– в широком смысле есть совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. Соответственно различают культуру материальную и духовную ...

