Современное науковедение рассматривает науку в нескольких аспектах:
наука – определенная историческая форма познания:
наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний;
наука - это непосредственная производительная сила общества;
наука - это система профессиональной подготовки и воспроизводства кадров.
В зависимости от того, какой аспект принимается во внимание, получаем разные точки отсчёта начала развития науки. Принято считать, что наука как форма познания складывалась в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э., как результат длительного развития познавательной деятельности в эпоху первых цивилизаций Древнего Востока.
Первые цивилизации Древнего Востока начали складываться в Двуречье и в долине Нила в IV тыс. до н.э. Экономической основой этих цивилизаций являлось ирригационное земледелие, которое хотя и требовало колоссальных трудовых затрат, кооперации и особой организации работ, но зато позволяло собирать даже не один, а несколько богатых урожаев в год. Получение значительного избыточного продукта стало экономической предпосылкой быстрого развития социальных отношений, классообразования, общественного разделения труда, возникновения специализированных ремесел (гончарного, ткацкого, кораблестроительного, металлургического, камнерезного и др.); обособления собственности, генезиса соседско-территориальных общин, образования господствующего класса, государственного аппарата, храмового персонала.
На таком экономическом базисе сложилась и соответствующая социально-классовая структура, представленная тремя основными классами. Высший класс - это класс людей, которые непосредственно не занимались производительным трудом, но либо сами владели средствами производства, либо распоряжались государственной и храмовой собственностью от имени царя или касты жрецов. Благодаря деятельности части представителей этого класса складывается особая система духовного производства, независимая от материального производства. Именно в этой системе духовного производства зарождается научная деятельность.
Второй, средний класс - это класс свободных крестьян-общинников и городских (или сельских) ремесленников, непосредственно владевших средствами производства и занятых производительным трудом.
И, наконец, третий, низший класс - зависимые, не обладавшие собственностью работники, которые подвергались внеэкономической эксплуатации. В качестве таких работников выступали лишившиеся собственности и попавшие в зависимость крестьяне, а также рабы.
Вместе с тем особенностью древневосточных цивилизаций является наличие еще значительных следов мифологического сознания, для которого характерна образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий, слабое различение закономерного и необходимого, причинно-следственных связей, доминирование ассоциативного мышления по аналогии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропоморфизм. Очень медленно шел в сознании процесс различия природного и человеческого, преодоления слитности человека с природой.
Здесь еще мир вещей не отрывался от мира людей, вещи наделялись качествами людей, а человек - качествами вещей, которые ему принадлежат.
Прочие статьи:
Развитие второго мозгового пузыря (Diencephalon)
Diencephalon (промежуточный мозг) представляет собой первоначально широкую полость третьего мозгового желудочка. Он имеет тонкое покрытие, а его боковые стенки соответствуют только первоначальным дорсолатеральным (крыловидным) отделам мед ...
Истоки современной микроэлектронной технологии
На примере совершенствования различных полупроводниковых приборов можно проследить развитие микроэлектронной технологии, позволившее создать не только превосходные по качеству и надежности транзисторы, но и интегральные схемы, а затем и б ...
Бинокулярное зрение, развитие пространственного зрения у детей
Пространственное зрение
Бинокулярное зрение. Человек значительную часть полей зрения обоих глаз видит одновременно и правым и левым глазом, что значительно улучшает зрительную оценку расстояний и позволяет видеть объемную форму предметов ...