Уровни и методы научного познания

Статьи » Концепции современного естествознания » Уровни и методы научного познания

В структуре научного познания выделяют 2 метода: эмпирический и теоретический.Они отличаются по методам исследования и характеру полученного знания.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

Основан на непосредственном существенно-практического взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. На этом уровне происходит накопление, фиксация, обобщение фактического материала для построения теорий.

Основными формами знания являются: научный факт и эмпирическое обобщение.

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ:

Метод

– способ достижения какой-либо цели, система правил и приемов познавательной и практической деятельности.

1. Наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение

- целенаправленное и организованное воспроизведение предметов и явлений окружающего мира. Оно осуществляется без какого-либо изменения изучаемых предметов и явлений и вмешательства наблюдателя в нормальный процесс их протекания.

Измерение –

сравнение объектов исследования по каким-нибудь сходным свойствам и сторонам.

Эксперимент

– используется, когда необходима информация о предмете. Это такой метод научного исследования, который предполагает активное целенаправленное и строгоконтролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект с целью получения информации о его свойствах и связях.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

Связан с предметами и явлениями внешнего мира опосредованно через эмпирический уровень. На этом уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям.

ФОРМЫ ЗНАНИЯ: гипотезы, теории, законы.

МЕТОДЫ: 1. Формализация

– метод исследования, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).

2. Аксиоматический метод

– построение теорий на основе аксиом – утверждений, не требующих доказательства их истинности (например, геометрия Евклида)

3. Гипотетико-дедуктивный метод

– создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждения об эмпирических фактах.

А также: системный, структурно-функциональный, математического моделирования.


Прочие статьи:

Обзор литературы. Биологические особенности сенполий
Сенполия или узамбарская фиалка, хорошо известна любителям комнатного цветоводства. Ботаники относят ее к семейству геснериевых, подсемейству Циртандровых, трибе Сенполиевых. [3; 543]. Строение сенполий. Корни растений - мелкомочковатые ...

Особенности почвы как природного образования. Понятие о гумосфере как аккумуляторе энергии
Докучаевское почвоведение построено на парадигме о том, что почва есть функция пяти факторов – климата, горных пород, живых организмов, рельефа и времени (П = f(к, ж.о., г.п., р)∙t). Почва возникает тогда, когда эти факторы сходятся ...

Гигиена зрения. Гигиеническое требование к освещению
Организация занятий, требующих напряжения зрения. Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстано ...

Разделы