В структуре научного познания выделяют 2 метода: эмпирический и теоретический.Они отличаются по методам исследования и характеру полученного знания.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Основан на непосредственном существенно-практического взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. На этом уровне происходит накопление, фиксация, обобщение фактического материала для построения теорий.
Основными формами знания являются: научный факт и эмпирическое обобщение.
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ:
Метод
– способ достижения какой-либо цели, система правил и приемов познавательной и практической деятельности.
1. Наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.
Наблюдение
- целенаправленное и организованное воспроизведение предметов и явлений окружающего мира. Оно осуществляется без какого-либо изменения изучаемых предметов и явлений и вмешательства наблюдателя в нормальный процесс их протекания.
Измерение –
сравнение объектов исследования по каким-нибудь сходным свойствам и сторонам.
Эксперимент
– используется, когда необходима информация о предмете. Это такой метод научного исследования, который предполагает активное целенаправленное и строгоконтролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект с целью получения информации о его свойствах и связях.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Связан с предметами и явлениями внешнего мира опосредованно через эмпирический уровень. На этом уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям.
ФОРМЫ ЗНАНИЯ: гипотезы, теории, законы.
МЕТОДЫ: 1. Формализация
– метод исследования, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).
2. Аксиоматический метод
– построение теорий на основе аксиом – утверждений, не требующих доказательства их истинности (например, геометрия Евклида)
3. Гипотетико-дедуктивный метод
– создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждения об эмпирических фактах.
А также: системный, структурно-функциональный, математического моделирования.
Прочие статьи:
Вопрос 1
В XVIII и особенно в XIX веках наука сочла, что она открыла все законы Вселенной, материи и природы, сделав тем самым несостоятельным все, чему до сих пор учила Церковь. Интервью французского историка и философа Марселя Гоше.
В начале XV ...
Приготовление образцов ДНК для электрофореза
ДНК, получаемая обычным способом, обладает достаточно хорошим качеством для проведения анализа методом геномной дактилоскопии. Наилучшие результаты получают, если на дорожку приходится 1–5 мкг ДНК. Поскольку имеет значение не только прису ...
Мышление с точки зрения нейробиологии
Существует гипотеза, что процесс мышления протекает в головном мозге. Более того, она является общепринятой. Для этой гипотезы есть немало оснований, например, медицинских. Общеизвестно, что в случае травматических повреждений мозга возмо ...